ТРК «Петербург-Пятый канал» входит в состав ЗАО «Национальная Медиа Группа».
«Национальная Медиа Группа» была создана в феврале 2008 г. путем соединения медийных активов ОАО «АБ «Россия», ОАО «Северсталь», ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «Согаз» и является сегодня одним из крупнейших российских частных медиахолдингов.
В состав ЗАО «Национальная Медиа Группа» также входят медиахолдинг РЕН-ТВ, газета «Известия» и Группа компаний «Национальные телекоммуникации».
С момента основания и до начала 90-х годов Ленинградское телевидение
называлось Отделом Телевизионного вещания ЛКРИ (Ленинградского Комитета
радиоинформации), осуществляло всесоюзное вещание, а затем, вплоть
до 1998 года, — и всероссийское.
Ленинградское телевидение во всем было первым. 1 мая 1949 года
впервые в СССР в Ленинграде был показан телевизионный репортаж
с Дворцовой площади. Первый отечественный видеомагнитофон был испытан
при создании программ Ленинградского телевидения. Ленинградские
телевизионщики участвовали в проведении первых телерепортажей
из космоса.
В августе 1997 года Президент РФ Борис Ельцин издал
знаменитый указ № 919, с которого можно отсчитывать начало сегодняшней
телерадиокомпании «Петербург». Президент передал ГТРК «Петербург —
5 канал» из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга
для создания на этой имущественной базе новой организации
телерадиовещания — ТРК «Петербург». Этим же указом было установлено,
что ОАО «ТРК «Петербург» осуществляет телевизионное и радиовещание
в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области на частотах, ранее
закреплённых за ГТРК «Петербург — 5 канал». А федеральные сети ГТРК
передавались в ведение тоже вновь создаваемого телеканала «Культура».
Менее чем через год — 23 июня 1998 года — Регистрационная Палата
Санкт-Петербурга выдала свидетельство о регистрации нового открытого
акционерного общества — ТРК «Петербург». Для Компании это и есть начало
формального отсчёта времени её существования, хотя, разумеется, это
лишь новая юридическая форма существования старейшего в стране
ленинградского телевидения.
В апреле 2004 года под руководством нового
менеджмента осуществлено глобальное обновление канала: принято решение
вернуть легендарное название канала «Пятый». Философия нового вещания —
социальный оптимизм. На этой философии основываются все концептуальные
перемены, происходящие на канале: новая программная политика,
создаваемые новые проекты, новые лица и герои.
Созвучно философии нового вещания — оформление Пятого канала.
Концепция оформления канала, разработанная английской компанией
«Еnglish&Pockett», включает в себя цветовое решение, логотип,
имиджевые заставки канала, шрифты, оформление основных программ
и студий. Компания «Еnglish&Pockett» —
признанный авторитет в области телевизионного дизайна, известна своими
работами для ВВС, Discovery Networks Europe&UK, Eurosport, Deutsche
Welle. Новую концепцию дизайна Пятого канала компания
«Еnglish&Pockett» разрабатывала, опираясь на результаты изучения
симпатий Петербургских телезрителей. Создание элементов оформления
канала на основе предложенной концепции было поручено известной
киевской дизайн-судии «1+1».
Сохранив лучшие традиции петербургского телевидения, Пятый канал
создал новую сетку 18-часового вещания, включающую 9 выпусков новостей
(3 часа вещания), дающих полную картину жизни города, широко
использующих технологию прямых включений из Открытой студии
на Итальянской улице, из Законодательного собрания и Смольного,
из любой точки города. В эфире — более 20 телевизионных форматов,
созданных по высоким стандартам российского телевидения, часть из них
приобретены по лицензии у европейских производителей.
Весна 2005 года на Пятом канале прошла под знаком
празднования 60-летия Победы в Великой отечественной войне. Канал
создал и показал документальный сериал «Ленинградский фронт».
Впервые за послевоенные годы зрители всех поколений получили
возможность узнать трагические и героические подробности одного
из величайших сражений Второй мировой войны — битвы за Ленинград.
Каналом проведена глубокая исследовательская работа, привлечены
интереснейшие архивные материалы, переведены опубликованные
и неопубликованные немецкие источники, использованы личные
свидетельства ветеранов и участников боев, материалы энтузиастов
исторических реконструкций, коллекционеров оружия и военного костюма.
В работе над сериалом приняли участие историки из Финляндии и Германии,
консультантом фильма выступает историк, автор книги «Неизвестная
блокада», профессор Европейского университета Н. Ломакин. Съемки велись
на местах боев в Пскове, Тихвине, Царском Селе, на Пулковских высотах.
В непривычной для себя роли ведущего в сериале выступил рок-музыкант
Сергей Шнуров, которого зрители открывают для себя с абсолютно новой
стороны. Взгляд представителя поколения внуков и правнуков участников
Великой войны придает непростому разговору о нашей военной истории
новый смысл и новую актуальность.
В 2005 году Пятый канал приступил к созданию
собственных сериалов. Лучшие традиции редакции художественного вещания
Ленинградского телевидения и объединения «Телефильм» долгие годы
не были востребованы из-за недостатка финансирования. Новый Пятый канал
ставит перед собой задачу создания полноценных художественных фильмов,
которые предполагается транслировать не только в городском,
но и в федеральном эфире.
25 января 2006 года решением Федеральной конкурсной
комиссии по телерадиовещанию Пятый канал получил право на наземное
эфирное телерадиовещание в городах России.
1 октября 2006 года начинается вещание первого
в стране общенационального канала из Петербурга. Канал создает
принципиально новую открытую информационно-диалоговую площадку для
выражения мнений, обмена идеями и опытом в телевизионном эфире. Пятый
канал отдает приоритет интерактивному общению, создает «телевидение
жизни» своих телезрителей. Пятый канал предполагает развитие
петербургской интонации, называемой экспертами характерной чертой уже
существующих программ канала. Любой информационный повод, тема каждой
аналитической передачи или ток шоу будут иметь непосредственное
отношение к людям, живущим в российских регионах.
Пятый канал видит своими зрителями активных и независимо мыслящих
людей. Каналу предстоит разрушить стереотип восприятия телевизионной
аудитории как пассивной, инертной массы, интересы которой ограничены
юмористическими и криминальными программами. Развивающая,
информационная, образовательная, культурная и социальная составляющие
новой сетки вещания Пятого канала позволят привлечь «нетипичную»
телевизионную аудиторию в возрасте 20-35 лет, а также сохранить очень
важную для канала аудиторию 35+.
Вещание Пятого канала предполагает два часовых дубля. Концепция
и технология информационного вещания предусматривают максимально
оперативное получение материалов из регионов: прямые включения
из открытых студий в российских городах, сюжеты и репортажи специальных
корреспондентов Пятого канала создают полноценную информационную
картину в 9 выпусках новостей в день.